Публикации и статьи Как подготовиться к олимпиаде в школе и почему ребёнку нужна SCRUM-доска

Тема в разделе "Поисковая оптимизация и продвижение", создана пользователем apollon13, 7 июл 2018.

  1. apollon13

    apollon13 Космос НАШ

    Как подготовиться к олимпиаде в школе и почему ребёнку нужна SCRUM-доска

    7 главных заповедей выпускника-олимпиадника

    Многие относятся к олимпиадникам скептически, даже полагают, что диплом призёра можно купить в подземном переходе. Но это не так! Подготовиться к олимпиаде — это вам не топик по английскому выучить. Михаил Ланцман советует уже с восьмого класса решать задания, читать вузовские учебники и настраиваться на победу. Путь сложный, зато в случае выигрыша будет гораздо легче поступить в вуз.
    «Олимпиады хороши тем, что их много. Не получится получить диплом на одной олимпиаде, например, на Всероссийской олимпиаде школьников, значит, обязательно получится на другой — вузовской. В отличие от ЕГЭ, где тебе даётся одна только попытка, здесь можно делать много «подходов к штанге».
    Чем опытный олимпиадник отличается от новичка? Опытный участник олимпиад никогда не будет расстраиваться тому факту, что не добрал один-два балла до выхода в финал. Даже в этом случае нельзя опускать руки».

    Поступление в вузы при помощи победы в престижных предметных олимпиадах — это достойная альтернативная стратегия получения бюджетного места в самых топовых вузах страны. Но не надо думать, что победа избавит вас от сдачи ЕГЭ. Вы поступите в вуз на особых условиях, но все необходимые экзамены всё равно придётся сдавать.
    Несмотря на публичную критику олимпиадного движения в последние годы, я лично считаю, что путь этот сложный, требующий от школьника не только знаний, но и, если хотите, таланта.
    Сегодня мне хотелось бы суммировать весь тот опыт, который накопился на наших курсах по подготовке к предметным олимпиадам, дающим льготы при поступлении, и дать семь полезных советов будущим победителям и призёрам.

    1. Начинай свой «тернистый путь» как можно раньше
    В олимпиадах, как и в любой другой сфере деятельности, очень важна практика. Набивай руку и тренируй мозги. Впервые открыть сайт olimpiada.ru и посмотреть перечень олимпиад можно уже в восьмом-девятом классе.
    В девятом классе достаточно принять участие в олимпиадах, которые проводятся в вашем городе или регионе. В 10 классе стоит уже постараться работать на результат, потому что некоторые вузы принимают дипломы олимпиад, полученные в течение двух лет подряд. В 11 классе вы уже должны точно знать, диплом какой олимпиады обеспечит вам поступление в вуз вашей мечты.
    Почему я не советую откладывать участие в олимпиадах на 11 класс? Последний год в школе — это финальный забег, к которому вы должны быть максимально готовы. Олимпиад огромное множество, все они разные по типу заданий, по требованиям к оформлению работ и пр. В 11 классе ты должен знать все эти нюансы назубок, если хочешь получить максимальный результат.

    2. Поверь в то, что ты олимпиадник. И получи максимум информации сам
    Обязательно надо верить в себя с самого начала. Действительно, не боги горшки обжигают. Не надо думать, что все участники будут обязательно на голову выше в каждом туре. Какие-то пробелы в знаниях есть у подавляющего большинства участников олимпиад — невозможно знать абсолютно всё. Ни в коем случае нельзя сомневаться в своих силах. Как только ты преодолеешь этот психологический барьер, ты сделаешь свой первый уверенный шаг к победе.
    Следующий шаг — это мониторинг. Ты должен узнать всё о сроках и этапах, почитать нормативные документы, получить полное представление о заданиях прошлых лет и типичных ошибках твоих предшественников. Льготы по олимпиадам делятся на два типа: поступление «без вступительных испытаний» и 100 баллов за профильный предмет.

    Вот полезные ресурсы (сайт olimpiada.ru я уже назвал):
    · Сайт Российского совета олимпиад школьников. На этом сайте ежегодно вывешивается список всех утвержденных вузовских олимпиад, которые дают различные послабления при поступлении.
    · Федеральный портал российское образование — удобный поисковый сервис по олимпиадам, включённых в перечень Министерства и утверждённый Российским советом олимпиад школьников и Союзом ректоров
    · Сайт «Моё образование» — это ещё один поисковый сервис, в который включены олимпиады не только для выпускников, но и для учащихся 8, 9 и 10 классов.
    · ОlimpWay — очередной удобный поисковый сервис именно для олимпиадников, стремящихся получить льготные бюджетные места в вузах. Всё очень грамотно систематизировано.
    · Сайт «Всероссийской олимпиады школьников» — это огромный портал, где ты найдёшь абсолютно всю информацию об этом массовом ежегодном мероприятии.

    3. Не сотвори себе кумира… из одной единственной олимпиады
    Опять на ум приходит народная мудрость: нельзя держать все яйца в одной корзине. Для того чтобы тебя не постигло разочарование в случае поражения, обязательно имей запасные варианты.
    Олимпиады хороши тем, что их много. Не получится получить диплом на одной олимпиаде, например, на Всероссийской олимпиаде школьников, значит, обязательно получится на другой — вузовской. В отличие от ЕГЭ, где тебе даётся одна только попытка, здесь можно делать много «подходов к штанге».
    Чем опытный олимпиадник отличается от новичка? Опытный участник олимпиад никогда не будет расстраиваться тому факту, что не добрал один-два балла до выхода в финал. Даже в этом случае нельзя опускать руки.
    Наоборот, высокие результаты, немного не дотягивающие до приза на одной олимпиаде, — это залог успеха на другой. Опыт поражения тоже полезен, он «выстрелит» в будущем в критической ситуации и выбьет наконец нужную «мишень» в десятку.

    4. И не пытайся объять необъятное
    Не советую также участвовать во всех мыслимых олимпиадах сразу. Например, у нас был ученик, который с большим удовольствием участвовал в олимпиадах по программированию и математике. Через какое-то время стало понятно, что придётся сделать выбор. Готовиться и выдавать каждый раз результат становилось всё труднее. Кроме того этапы многих олимпиад проходят примерно в одни и те же сроки. Он выбрал математику.
    Кстати, при участии в олимпиадах по математике стало понятно, что задания в разных вузах по одному и тому же предмету могут очень сильно различаться. Например, алгебраические и геометрические задачи из олимпиады «Ломоносов» совсем не похожи на логические задачи олимпиады «Высшей проба». Если хочешь стать победителем, то выбирай не больше трёх-четырёх серьёзных олимпиад.
    Многие останавливаются на трёх олимпиадах, большинству удаётся успешно совмещать подготовку, хотя, конечно, это зависит от возможностей конкретного человека.

    5. Учись тайм-менеджменту и заранее расставляй приоритеты
    Не секрет, что выпускном классе очень большая нагрузка, поэтому важно правильно распределить свои силы. У нас на курсах ученики всё чаще интересуются условиями досрочной сдачи ЕГЭ в 10 классе. Оказывается, по закону выпускник 10 класса имеет право сдавать досрочно абсолютно любой ЕГЭ.
    Олимпиадник не может ударить в грязь лицом и получить менее 75 баллов на профильном экзамене — таковы новые правила получения льготы при поступлении в вуз. Именно поэтому придётся всё же умудриться бежать за двумя зайцами и поймать каждого. Третий заяц, кстати, — это прохождение школьной программы. Не все школы готовы закрывать глаза на пропуски занятий в случае вашего участия в олимпиадах в другом городе.
    Не зря предметные олимпиады назвали именно олимпиадами, здесь много от спорта, я бы даже конкретизировал — от марафонского забега. Он требует колоссальных временных, умственных и даже физических усилий. Олимпиады и ЕГЭ — это совершенно разные жанры, если можно так сказать, поэтому, готовясь к олимпиадам, не стоит забывать и про ЕГЭ.
    Если для поступления в вуз вашей мечты достаточно олимпиады второго или третьего уровня, то не мучайте себя участием в олимпиадах первого уровня. Если планка высока, и нужны дипломы олимпиад первого и второго уровня, то придётся попотеть и даже съездить в другие регионы. «Зайцев» рядом с вами весь этот год будет бежать много, но вы должны постараться поймать двух самых лучших — победу в олимпиаде и высокие баллы ЕГЭ.

    6. Пойми, что накопление практического опыта — это твой главный козырь
    В истории с олимпиадами практики много не бывает! Причём надо не только решать как можно больше заданий прошлых лет и читать научную литературу. Кстати, вузовские учебники — незаменимые помощники при подготовке именно к вузовским олимпиадам. Именно там ты сможешь найти ответы на некоторые вопросы реальных заданий. Запомни: если ты участвуешь в вузовской олимпиаде, то должен скачать с их сайта максимальное количество полезных материалов.
    Но практика не ограничивается только этим. Ты должен уметь правильно заполнять бланки, распределять время на самом испытании (которое может длиться часами) и понимать, какие способы решения той или задачи лучше использовать, чтобы получить максимум баллов.
    Обязательно нужно научиться проверять свои записи и искать ошибки. Если ты пишешь уже больше четырёх часов, глаз может «замыливаться», поэтому ты должен чувствовать, как максимально эффективно спланировать написание работы.
    Чаще всего в олимпиадах выигрывает тот, кто не решает всё подряд, а выполняет в первую очередь те задания, где он максимально ощущает себя «как рыба в воде», и не оставляет всё самое сложное на потом, когда уже устанет.

    7. Не пренебрегай апелляциями
    Практика показывает, что баллы на олимпиадах довольно часто добавляют. Если ты не можешь прийти на показ работ в назначенный день, то можно подавать апелляцию и по электронной почте.
    В отличие от ЕГЭ, апелляция на результаты проверки олимпиадных работ — процедура более гибкая и демократичная. Если ты корректно и вежливо будешь вести переписку с организаторами и полностью обоснуешь свои претензии к проверке, то твоё письмо без внимания не оставят. В нашей практике бывали случаи, когда добавляли до 9-10 баллов.
    Подавай апелляции даже тогда, когда ты участвуешь в олимпиаде, которая точно не повлияет на поступление в вузы. Всё это ценнейший опыт, который может очень пригодиться в самый ответственный момент. Надо заранее учиться отстаивать свою точку зрения и добиваться справедливости.

    Что такое SCRUM-доска и как она учит ребёнка управлять своими делами

    151600_0

    Чтобы ничего не забыть и не напоминать на сто раз

    Чтобы научить своего 12-летнего сына Никиту навыкам самоорганизации, мы стали использовать дома своеобразную версию методологии управления проектами SCRUM. Спустя полгода могу с уверенностью сказать, что это работает. Рассказываю о самой системе и её базовых принципах.
    Сразу оговорюсь, я не фанат тайм-менеджмента и планирования, в моей жизни инструменты управления делами появились в глубоко взрослом возрасте как вынужденное зло. Можете представить себе, каким стрессом для меня было попасть в ситуацию, когда несколько лет назад мне стало нужно не только свои дела организовывать, но и координировать работу целой команды «Банды умников»?
    Я искренне восхищаюсь своими коллегами, которые легко и эффективно планируют своё время, концентрируются на важных вещах, ведут карточки в Trello, записывают дела и задачи не на случайных бумажках, а в специальном блокноте, и он не теряется у них через неделю.

    Сказать, что навыки самоорганизации стали камнем преткновения для Никиты и наших отношений с ним — ничего не сказать. Он не только гениально ленив, инертен, «забывчив», изобретателен в отговорках, склонен к прокрастинации, но ещё и абсолютно устойчив к уговорам, подкупу, шантажу, санкциям, социальному давлению, похвалам и всем остальным попыткам заставить его делать что-то, чего ему прямо сейчас почему-то не хочется. Я бы давно отчаялся, если бы не рассказы мамы о моём поведении в детстве, из которых становится понятно, от кого Никите достались эти таланты.
    В общем, внедрение Baby-SCRUM было для нас, мягко говоря, серьёзным вызовом, и по итогам полугода можно точно сказать, что это работает. Расскажу вкратце о самой системе и её базовых принципах.

    Стикеры с задачами
    Начну с этой простой вещи, которая кажется избитой и очевидной, но на самом деле замечательно отражает саму суть Agile-подхода к управлению делами.
    Так вот, стикеры с задачами — просто гениальная вещь при умелом использовании. Перечень или список задач — жёсткая, непластичная вещь. Написав перечень задач в блокноте или на доске, уже сложно поменять задачи местами, дописать что-то, разбить какую-то из задач на части, убрать потерявшие актуальность.
    Но стоит переписать задачи на клейкие стикеры — и всё приходит в движение! Например, их можно сначала наделать сколько угодно, а потом подумать, в каком порядке их выполнять — и без проблем переклеить. Или часть отложить на будущее. Или переклеить в перечень дел другому человеку. Красота!
    Стикеры можно использовать не только на доске, но и в папке или даже в блокноте.

    SCRUM-доска

    Это командная рубка всей системы, тут наглядно видны все текущие задачи и задачи на ближайшее будущее. В нашем случае доска на холодильнике — это стратегический узел домашней логистики на входе в кухню: хочешь не хочешь, а сталкиваешься с ней десятки раз в день.
    SCRUM-доска состоит из колонок, стикеры с задачами продвигаются по ним по мере приближения к состоянию «сделано». Прелесть этих простых действий с переклеиванием стикеров туда-сюда заключается в том, что в повседневных заботах можно оставить в поле зрения только те дела, на которых нужно сфокусироваться, не забивая голову тем, что ещё только предстоит или тем, что уже сделано.

    Вот как устроены колонки:
    «Бэклог»
    Сюда попадают задачи с пока неопределённым сроком выполнения, вроде «надо не забыть когда-то потом при случае сделать». В общем, они на виду, и когда придёт их черёд — про них не забудут.
    Например, пришла вам идея, что неплохо бы как-нибудь в выходные сходить в зоопарк. Но, как всегда, когда эти самые выходные наступят, это как-то забудется, и пройдут выходные буднично и бездарно… А вечером воскресенья — бац! Точно, в зоопарк же хотели! Вот если в бэклог писать все идеи на выходные, то прямо вечером пятницы будет просто спланировать выходные.
    «Надо»
    Это уже не просто идеи, а конкретные задачи, которые нужно сделать на этой неделе. Они туда попадают и из бэклога, и напрямую (например, в школе что-то задали). Часть стикеров тут появляется вечером воскресенья, а часть добавляются в течение недели.
    «Делать»
    Это задачи на день. Часть задач здесь оказывается вечером накануне, из колонки «надо» или напрямую. Собственно, вечер — это единственное время, когда я вижу Никиту в будни, утром он уезжает в школу намного раньше меня. А часть оперативных задач сюда поступает от Юли (моей жены), это хозяйственные дела по дому, помощь с Алисой (нашей младшей) и всё в этом духе.
    «Проверка»
    Промежуточная колонка, куда Никита перемещает сделанные (по его мнению) дела. Оттуда они попадают (или не попадают) в «Готово» или в течение дня, после проверки мной или Юлей, или только вечером, когда мы с ним делаем обзор дня.
    «Готово»
    Сюда задачи попадают из «Проверки», но не всегда. Дело в том, что наше с Никитой мнение относительно «сделанности» дел иногда очень сильно расходится. Например, он считает, что прибрался на кухне, а я вижу оставшуюся на плите грязную сковороду и крошки на столе, и стикер возвращается в «Делать».
    Лайфхак: вместо стикеров для стандартных повторяющихся задач (вынести мусор, купить воду и прочее) удобно использовать магнитные стикеры.
    SCRUM-доска настолько классный и удобный инструмент, что постепенно там появились и мои собственные хозяйственные дела, а потом появился и отдельный цвет стикеров для Юли.

    Ежедневное и еженедельное планирование
    Как известно, в квартире вещи могут быть всегда на местах, только если этот порядок постоянно поддерживается — все кладут вещи на место, а не оставляют, где придётся. Точно так же и в организации дел: SCRUM-доска не только должна быть на виду, с ней нужно работать с установленной регулярностью и по чётким правилам. Иначе рано или поздно какие-то задачи окажутся не записанными, какие-то стикеры — не переклеенными, а контроль над состоянием дел утрачен. В общем, её постигнет судьба моих многочисленных блокнотов и ежедневников.
    У нас две обязательные процедуры: ежедневный обзор дел и еженедельный обзор.

    Ежедневный обзор
    Каждый вечер мы с Никитой и Юлей смотрим на доску и оцениваем, что из сегодняшних дел сделано, а что нет. Естественно, Никита очень гордится, если продуктивно провёл день, ну а я, как любой родитель, горжусь не меньше. Если что-то не сделано — обсуждаем причины или возникшие сложности.
    Сначала мы смотрим колонку «Проверка». Например, Никита должен был сделать задания в тетради по английскому — тут же её смотрим, даём обратную связь, стикер двигается либо в «Готово», либо, если задания нужно ещё доработать — возвращаем в «Делать».
    Потом смотрим колонку «Делать» — что не сделано, что помешало, как это сделать завтра.
    Потом колонку «Надо» — дела, которые стоит взять в работу на завтра. Кроме этого, конечно же, можно посмотреть в расписание уроков, график занятий, в календарь, чтобы понять, какие ещё дела на завтра ещё актуальны. Например, если вечером пойдём в гости, то после школы нужно сбегать в магазин за тортом.
    Получилось аж несколько абзацев, но на практике такой вечерний обзор занимает пять-десять минут, потому что в обычный будний день обсуждения заслуживает одно-два дела.

    Еженедельный обзор
    Тоже довольно быстрое дело, минут на 10—15:
    • Делаем обзор колонки «Готово». Резюмируем успехи и выводы, после этого освобождаем её от всех стикеров (теоретически можно сохранить для истории и статистики, но мы просто выбрасываем).
    • Наполняем колонку «Надо» новыми задачами. Задачи сюда вносятся из «Бэклога», календарей, расписания и просто из головы.
    Хотя, как я уже написал, очень важна обязательность и регулярность. У нас, к сожалению, пропускается как минимум 20—30% вечерних обзоров — или я поздно прихожу с работы, или дома обстоятельства совсем не позволяют найти удачный момент. В субботу вечерний обзор не особо нужен, в воскресенье делаем обзор недели и планирование следующей (иногда это сползает на вечер понедельника).
    Ещё в процессе обзора и планирования стараюсь больше задавать вопросы, чем указывать, что делать — мы ведь хотим научить Никиту самого контролировать свои дела, распределять приоритеты, выстраивать график.

    Обязательные правила
    Есть несколько обязательных правил, о которых мы поэтапно договорились с Никитой, чтобы всё это работало. Их немного, часть из них, как мне кажется, универсальны, а часть нужны именно исходя из нашей жизненной ситуации, уклада.

    1. Любая задача сразу фиксируется на стикере
    Вы сами, наверное, знаете, сколько раз ребёнку нужно сказать «убери вещи в шкаф», чтобы вещи в конце концов там оказались. Одна из целей обучения управлению делами — чтобы человек был сам в состоянии удерживать свои задачи под контролем.
    В практическом плане это правило введено для того, чтобы дела Никиты не нужно было отслеживать и напоминать. Иначе зачастую проще сделать что-то самому, чем пять раз напоминать (ведь у ребёнка всегда найдётся какое-то текущее дело поинтереснее) и постоянно следить, выполнено или нет.
    Если Никита получает какое-то задание (а это далеко не всегда происходит на планировании), оно сразу же пишется на доску (в «Бэклог», «Надо» или «Делать — смотря что за дело).
    Исключение — только дела, которые нужно «всё бросить и сделать» прямо сейчас, вроде «быстро разобрать сумки из магазина». Ну и ещё есть дела, которые выполнить быстрее, чем написать, например, «убрать обувь с прохода на полочку».

    2. Есть перечень постоянных обязанностей, которые Никита контролирует сам каждый день
    Этих задач не так много, но перечень, конечно же, расширяется со временем. Сейчас это утренний разбор посудомоечной машины, покупка питьевой бутилированной воды, вынос мусора.
    А ещё обязательно нужно после школы выполнять хотя бы три хозяйственных поручения, полученных от Юли (я в это время на работе). То есть, придя домой, Никита должен сам в инициативном порядке спросить, что ему нужно сделать, чем помочь, записать это на стикеры и взять в работу.

    3. Видео и компьютер — после всех остальных дел
    Ну тут всё просто: у Никиты есть ежедневный лимит по времени, которое он может пользоваться компьютером и планшетом. Это дело даже вынесено на отдельный стикер и стоит в «надо» каждый день, но в самом конце перечня дел.
    Наша общая цель — чтобы на это дело тоже хватало времени, и мы в этом заинтересованы не меньше его. Наша позиция: «Никита, от жизни нужно получать удовольствие, тебе нравится играть в компьютерные игры — давай стараться, чтобы у тебя на это хватало времени!»

    Очень важный, на мой взгляд, момент, заключается в том, чтобы не превращать систему управления делами в «тоталитарную машину». Мы с Никитой обсуждаем планы и дела, но не мы с Юлей указываем каждый день, что и как должно происходить в жизни Никиты. Здесь, как мне кажется, стоит перекладывать на ребёнка ответственность за планирование дел, ответственность за выбор, за принятие многих решений.

    Есть область взаимных обязанностей, ведь мы одна семья и совместно ведём домашнее хозяйство, и тут родители как бы являются «начальством». Но обязательно должны быть и задачи, появление и выполнение которых исходит от ребёнка, в выполнении которых заинтересован он сам.

    По затратам времени: ведение дел в таком виде требует определённой организованности, но во много раз экономичнее по времени, чем постоянно контролировать дела ребёнка и напоминать по десять раз о том, что ему нужно сделать прямо сейчас.

    Полная версия тут